ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЕКТОВ ТИПА "ТОМИНСКИЙ ГОК" РУССКОЙ МЕДНОЙ КОМПАНИИ

ОЛЕГ А. МАГАЗОВ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ ТОМИНСКОГО ГОКА

Напомним, четвёртое заседание Круглого Стола по теме "Значение Томинского ГОКа для экономического развития страны и региона" состоится 21 июня 2018 года с 14-00 до 17-00 в "Конгресс-холле" отеля "ПаркСити"
(г. Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 6)

Репост
В. Московец
#СтопГок

Стоп Гок

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОЕКТОВ ТИПА "ТОМИНСКИЙ ГОК" РУССКОЙ МЕДНОЙ КОМПАНИИ

Схема (см. рисунок) подготовлена на основе информации, изложенной в интервью топ-менеджеров Русской медной компании (РМК) и на официальном сайте холдинга. Поскольку "Томинский ГОК" является типичным для современной России компрадорским проектом, материалы могут быть использованы для анализа аналогичных "инициатив", реализуемых в различных регионах страны.

Предыдущие материалы по теме:
• Откровения Короля, или политэкономия проекта "Томинский ГОК". Часть 1. Оффшоры ‒ https://omagazov.livejournal.com/12291.html
• Откровения Короля, или политэкономия проекта "Томинский ГОК". Часть 2. Стоимость и цена ‒ https://omagazov.livejournal.com/12622.html
• Томинский, Михеевский и Актюбинская ‒ https://omagazov.livejournal.com/15932.html
• Политэкономия РМК: 2015 год ‒ https://omagazov.livejournal.com/17733.html

Объём инвестиций в проект "Томинский ГОК" в Русской медной компании оценивают в 1,2 млрд. долларов (см. левый верхний блок схемы). При этом вице-президент по финансам Максим Щибрик отмечает, что "количество банков, которые готовы давать в таком объёме проектное финансирование ограничено. Мы их можем с вами перечислить, их всего три: ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк" [3]. Названные Максимом Щибриком банки являются "коммерческими" структурами с ведущей ролью Российского государства в уставном капитале. Один из названных банков ‒ Газпромбанк ‒ открыл кредитную линию Томинскому горно-обогатительному комбинату в сумме 54,4 млрд. рублей [5]. Таким образом, строительство Томинского ГОКа планируется осуществить не за счёт неких "иностранных инвестиций", не за счёт "частных инвесторов", а путём привлечения внутренних кредитных ресурсов Российского государства. РМК в данном случае выступает в качестве ОПЕРАТОРА проекта с государственным финансированием.

Учредителями большинства предприятий холдинга РМК, в том числе и АО "Томинский горно-обогатительный комбинат", являются оффшорные компании. Руководство холдинга отказывается раскрывать общественности их истинных владельцев. Даже если таковыми являются граждане России, никто не может исключить возможности продажи (вольной или не совсем вольной) владельцами своего бизнеса любым иностранным предпринимателям или компаниям. В итоге контроль над финансируемыми Российским государством проектами в стратегической отрасли могут получить иные страны, в том числе и совсем нам не дружественные. Сложившаяся на данный момент схема вполне допускает подобный сценарий.

Итак, кредитные ресурсы нашего государства переводятся оффшорной компании и далее идут на постройку предприятия по добыче и обогащению медной руды. Рассмотрим, что происходит с этой рудой дальше. Если брать ситуацию в целом, то из общего объёма добываемой в РФ меди (более 900 тыс. т), две трети идёт на экспорт [1]. Нашей отечественной промышленностью востребована всего ТРЕТЬ от всей производимой меди. Что касается конкретно холдинга РМК, то компания ушла с российского рынка после кризисного 2008 года, когда у отечественных потребителей возникли проблемы с оплатой продукции. Как сказал М.Щибрик в интервью ресурсу Reuters: " ... мы по сути предприятие-экспортёр и свою продукцию реализуем через систему международного трейдинга. На российском рынке у нас только разовые поставки" [2]. Получается, что производимая РМК медь российской промышленностью не востребована. Производимая РМК медь не работает на нужды российской промышленности.

В центре схемы слева представлены объёмы производства меди холдингом РМК в 2015 году и планы на 2016 год по данным интервью М.Щибрика ресурсу Reuters [2]. Не все данные понятны, не все они сходятся, но общую картину представить можно. В 2017 году производство катодов, катанки и медного концентрата составили соответственно 183, 104 и 147 тыс. т [6]. В целом картина производства за последние три года выглядит такой: около или чуть больше 180 тыс. т ‒ катодная медь, около 150 тыс. т ‒ медный концентрат, около или чуть больше 100 тыс. т ‒ медная катанка. Перспективы наращивания производства М.Щибриком в 2018 году обрисованы следующие [3]. Мощности медеплавильных заводов планируется нарастить на 10-20 тыс. т. А вот "объёмы производства собственного медного концентрата по группе в целом увеличатся в объёме не менее чем на 100-110 тыс. т меди в медном концентрате в год" [3]. Увеличение (более чем на 10% от ОБЩЕРОССИЙСКОГО объёма производства меди!) планируется достичь прежде всего за счёт запуска Томинского ГОКа и наращивания добычи руды на других ГОКах компании. В случае реализации подобных планов РМК действительно, как отметил М.Щибрик, перейдёт из области металлургических компаний в область горнодобывающих компаний. Объясняется это тем, что "в настоящее время доходность в цепочке передела смещается в область горнодобывающих компаний, а не металлургических" [3]. Итак, следуя за конъюнктурой рынка, РМК главные усилия перемещает в сферу производства сырья НИЗКИХ ПЕРЕДЕЛОВ.

И всё произведённое сырьё компания реализует на внешних рынках. Причём даже не сама непосредственно, а через "определённую группу трейдеров". "Мы не занимаемся продажей продукции конечным потребителям, это не принято в системе мировой торговли сырьевыми товарами," ‒ отметил топ-менеджер холдинга Максим Щибрик [2]. Давайте посмотрим, куда через неизвестных посредников уходит наше стратегическое сырьё (см. правый средний и правый нижний блоки схемы).

"Порядка 60% продаж готовой продукции в виде медной катанки и медных катодов у нас приходится на страны Ближнего Востока ‒ Кувейт, Саудовская Аравия," ‒ говорит господин Щибрик [3]. Ближний Восток не сходит с новостных лент, этот регион известен как основное гнездо самых разнообразных исламских радикальных группировок, включая и откровенно антироссийские террористические группировки, запрещённые в нашей стране. В этом регионе убивают наших солдат. И Кувейт, и Саудовская Аравия являются давними партнёрами Соединённых Штатов в Ближневосточном регионе, активными и последовательными проводниками политики Вашингтона. Все страны региона так или иначе поддерживают радикальные исламские группировки, особенно известна в этой сфере Саудовская Аравия. Именно в страны Ближнего Востока через неизвестных посредников неустановленным "конечным потребителям" идёт основной объём продукции металлургических заводов Русской медной компании.

Порядка 70% произведённого горно-обогатительными комбинатами холдинга медного концентрата поставляется в Китай [1]. Как отмечают аналитики [7], Китай в дальнейшем может продолжить курс на сокращение закупок рафинированной меди, но увеличение импорта концентрата, чтобы больше загружать мощности собственной медеплавильной промышленности. Именно ориентацией на Китай объясняется объявленный РМК переход из области металлургических компаний в область горнодобывающих. Китай настроен РАЗВИВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЦВЕТНУЮ МЕТАЛЛУРГИЮ, поэтому Русская медная компания, подстраиваясь под него, делает упор на производство сырья для китайских медеплавильных предприятий. Произведённую медь в Китае используют для выпуска готовых изделий. Экспортирует Китай не сырьё, а готовые изделия с высокой добавленной стоимостью. Продукция китайских предприятий металлообработки и машиностроения, поступая на российский рынок, создаёт проблемы нашим отечественным предприятиям (см. нижний блок схемы).

Вырученные от продажи невозобновимого природного ресурса средства через оффшорные компании идут на пополнение карманов анонимных выгодоприобретателей. ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТ РОССИЯ за те экологические риски, которые связаны с функционированием крупного горнодобывающего предприятия, и те экономические риски, которые обусловлены государственными инвестициями в сырьевой проект частной компании, зарегистрированной в иностранной юрисдикции?

Чаще всего, когда заходит речь об экономическом значении Томинского ГОКа, говорят о рабочих местах, налогах и стимулировании смежников. Но подобное можно сказать ПРО ЛЮБОЕ действующее предприятие. Почему мы должны вкладывать внутренние кредитные ресурсы именно в горно-обогатительный комбинат? Те 1200 рабочих мест, которые планируется создать [5], потребуют 1,2 млрд. долларов инвестиций. Цена одного рабочего места составит около 1 млн. долларов. Это исключительно дорогие рабочие места. В сельском хозяйстве и машиностроении можно создавать рабочие места гораздо дешевле. При этом сельскохозяйственное или машиностроительное предприятие будет иметь смежников даже больше, чем горнодобывающее.

Отдельно стоит остановиться на т.н. "налогах". Пока предприятие не погасило взятые кредиты, все эти "налоги" являются по сути перекладыванием денег из одного государственного кармана в другой. Часть сумм в виде возврата НДС будет уходить непосредственным исполнителям проекта в частные карманы. Зачем нашему российскому государству для перемещения денег между своими карманами задействовать подобные схемы, не понятно. Но ведь холдинг может и погасить взятые кредиты, тогда государство станет получать реальные налоги. Про погашение кредитов поговорим чуть позднее.

В качестве обоснования Томинского ГОКа запущен даже тезис о некотором "импортозамещении". Действительно, мы закупаем у Казахстана некоторое количество обогащённой медной руды. Казалось бы, наращивая добычу собственной руды, мы можем отказаться от закупок её за рубежом. Но это "импортозамещение" только кажущее. Во-первых, импорт сырья является обычной практикой развитых стран. Сырьё в дальнейшем используется для выпуска высокотехнологичной продукции, импорт которой с лихвой перекрывает затраты на приобретение сырья. При такой модели проблема "импортозамещения" не стоит. Не стоит эта проблема и в России. Мы на свою промышленность тратим только треть производимой меди. Остальные две трети мы в виде СЫРЬЯ продаём за рубежом. При чём здесь "импортозамещение"? Во-вторых, уже сейчас, без запуска Томинского ГОКа, РМК добывает ИЗБЫТОЧНОЕ количество руды. В 2015 году, по словам Максима Щирбика [2], холдинг вышел на 100-процентную загрузку металлургических мощностей. Полностью обеспечив собственные металлургические предприятия сырьём, компания порядка 150 тыс. т меди поставляет за рубеж в виде ... обогащённой медной руды. И при этом планирует нарастить производство медного концентрата ещё чуть ли не вдвое. Может быть, недостаток в руде испытывает какой-то другой российский холдинг, например, УГМК, который вынужден закупать часть сырья в Казахстане? Может быть, и так обстоит дело. В любом случае уже сейчас добываемый на эксплуатируемых РМК месторождениях концентрат идёт не на пресловутое "импортозамещение". Он идёт, как мы видим, на обеспечение сырьём КИТАЙСКИХ предприятий цветной металлургии.

Отдельно стоит остановиться и на таком весьма экзотическом обосновании, как необходимость рекультивации Коркинского угольного разреза. Уже сама по себе постановка проблемы выглядит дико: для рекультивации накопленного экологического ущерба мы должны пойти на НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ, запустив горно-обогатительный комбинат вблизи крупного промышленного узла при явном дефиците водных ресурсов. Чтобы рекультивировать ОДИН карьер нам предлагают вырыть ДВА новых. Состоявшееся на третьем заседании круглого стола обсуждение проекта РМК позволило сделать важный вывод: ДЛЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ КОРКИНСКОГО КАРЬЕРА ХВОСТЫ ОБОГАЩЕНИЯ ТОМИНСКОГО ГОКА НЕ ТРЕБУЮТСЯ. Весь необходимый материал для тушения пожаров и укрепления бортов есть или в самом карьере, или непосредственно рядом с ним. При этом оператором проекта не было предоставлено никаких данных по тем дополнительным затратам, которые возникнут при транспортировке хвостов обогащения ГОКа в Коркинский карьер. Каким образом размещение хвостов обогащения отразится на себестоимости получаемой из руды Томинского месторождения меди, неизвестно.

Теперь мы переходим к тому, чего на схеме нет и о чём представители оператора проекта не сильно распространяются ‒ об обслуживании банковских кредитов. Казалось бы, здесь и должен быть основной козырь инициаторов: компания берёт кредит у государственного банка, налаживает добычу и реализацию сырья, получает прибыль и делится ею с государством, выплачивая проценты по взятым кредитам. Но ... ни о чём подобном применительно к Томинскому ГОКу менеджмент РМК не упоминает.

Есть только данные за 2011 год, когда в интервью журналистам Универсального промышленного журнала "Уральский рынок металлов" Юрий Король отметил: "Высокие цены 2010-11 гг. позволяют уральским производителям сегодня финансировать текущие инвестпрограммы и обслуживать проценты по кредитам. Но погашение основного долга если и происходит ‒ то очень медленно" [8]. Это было сказано при среднегодовых ценах на медь порядка 9000 долларов за тонну. Правда, курс рубля был тогда в два с лишним раза выше. В приведённых словах вице-президента есть и элемент лукавства ‒ он представляет дело таким образом, будто холдинги самостоятельно финансируют инвестиционные программы. На самом деле по схеме "инвестирования" Томинского ГОКа мы видим, что это не так. Мало того, на нужды уже действующих предприятий привлекаются новые кредиты всё тех же государственных банков. Так РМК для "Актюбинской медной компании" были получены два кредита: в 2015 году 200 млн. долларов с целью рефинансирования текущего долга и финансирования текущих операционных и инвестиционных расходов [9]; в 2018 году 250 млн. долларов для рефинансирования существующей задолженности и общие корпоративные нужды [10].

Реализовав крупный проект ‒ Михеевский ГОК ‒ РМК по итогам 2015 года имела долг 1,375 млрд. долларов, что несколько превышало объём продаж в том же году, который был около 75 млрд. рублей [1]. Больше данных по долгу холдинга его представители не озвучивали. Сообщалось, что в 2016 году компания заняла ещё 300 млн. долларов на рефинансирование текущего предэкспортного кредита и общие корпоративные цели [4]. Сообщалось, что по итогам 2015-17 гг. компания имела прибыль. Сколько сейчас составляет чистый долг, неизвестно.

Между тем, мы имеем пример крупного металлургического холдинга, который также сделал упор на реализацию крупных проектов в сфере добычи сырья и который в итоге оказался на грани банкротства. Только вмешательство Кремля в 2016 году спасло "Мечел" от этой неприятной процедуры [11]: российские банки (всё те же ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк), на долю которых приходится более 70% долга, согласились перенести начало погашения до 2020 года. На конец сентября 2017 года общий долг компании составлял 425 млрд. рублей [11].

Не повторит ли РМК судьбу "Мечела"? Не получит ли Российское государство вместо процентов по кредитам убытки из-за неизбежной ради спасения крупной компании реструктуризации её долгов? Хотелось бы получить ответы на эти вопросы непосредственно от оператора. Сходство схем "инвестиционных" проектов "Мечела" и РМК наводит на ещё один вопрос: не стоит ли за всеми ими одна группа высокопоставленных чиновников в правительстве, действующая ради получения "откатов" с "пробиваемых" для компаний кредитов государственных банков? Ответ на такой вопрос мы можем получить только через некоторое время от соответствующих силовых структур.

ВЫВОДЫ
1. Проект "Томинский ГОК" реализуется на внутренние кредитные ресурсы Российского государства. Основные экологические и экономические риски также несёт Российское государство.
2. Основными выгодоприобретателями проекта "Томинский ГОК" являются неустановленные лица, скрывающиеся за оффшорными фирмами.
3. Проект "Томинский ГОК" реализуется ради поставок за рубеж сырья низкого передела.
4. Проекты типа "Томинский ГОК" закрепляют сырьевую направленность экономики Российского государства и её зависимость от колебаний цен на мировых рынках, что противоречит президентской Стратегии национальной безопасности.
5. Мы до сих пор не имеем ответа от оператора проекта "Томинский ГОК" на основной вопрос: ЗАЧЕМ РОССИИ ПОДВЕРГАТЬ СЕБЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ РИСКАМ И РАСХОДОВАТЬ СВОИ ВНУТРЕННИЕ КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОСТАВКИ КОМУ-ТО ЗА РУБЕЖОМ НЕВОСПОЛНИМОГО ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО В ВИДЕ МЕДИ ЧЕРЕЗ ХОЛДИНГ С АНОНИМНЫМИ ИНОСТРАННЫМИ УЧРЕДИТЕЛЯМИ?

Источники информации см. в комментарии: https://vk.com/club116501418?w=wall-116501418_2643_r2644
Источник: https://omagazov.livejournal.com/25772.html

#ЭПДР_Эколого_патриотическое_движение_России, #Т